Первооткрыватель пиара - Шустов Легче сочинить десять правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление. (Олдос Леонард Хаксли)
С этим утверждением английского писателя точно не согласился бы коньячный магнат Николай Шустов. У этого великого человека был настоящий талант и смекалка для раскручивания своих великолепных коньяков и других спиртных напитков, производимых заводом Шустова. В начале XX века Николай Николаевич лично отобрал двадцать молодых парней из приличных семей, назначил им очень хорошую зарплату и на собственные деньги послал в Америку и Европу. Для чего такие траты, спросите Вы. Хитрость состояла в том, что в обязанности этих секретных шустовских агентов входило посещать с дамами шикарные рестораны несколько раз в день, а в самом конце трапезы просить обязательно принести бутылочку шустовского коньяка. Тамошние официанты отвечали, что они и не слыхивали о такой марке спиртного напитка, на что молодой человек просил извинения перед дамой за то, что привел ее в какой-то второсортный кабак и, расплатившись, покидал заведение. Конечно, и говорить не стоит, что через месяц такого флешмоба все крупнейшие заграничные рестораны начали заказывать коньяк «Шустовский».
В России все было куда проще. Все газеты и журналы пестрили следующими объявлениями: «ЗАЧЕМ платить втрое дороже за заграничный коньякъ, когда можно съ пользою употреблять русскiй, дешевый, совершенно натуральный и прекрасно выдержанный КАВКАЗСКIЙ И КРЫМСКIЙ КОНЬЯКИ торговаго дома Н. Л. Шустова въ Москве.»
Даже в разделе поэзии Шустовы были «своими». Потешные рекламные стихотворения от души веселили читателей:
Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Амуру гимны хочу слагать,
Хочу, чтоб Бахус с бокалом пенным
Стал при невзгоде мне помогать.
Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
И предрассудкам наперекор,
Вновь оживая душой и телом,
Коньяк пить буду я с этих пор.
С 38-ю статьей устава
Пусть попаду я порой впросак,
Все же красива моя забава —
Шустовский буду я пить коньяк.
В разделе «Анекдоты» шустовский коньяк был тут как тут: Закон инерции
– Папа, не можешь ли ты мне указать примеры закона инерции?
Лучший пример в этом случае шустовский коньяк. Если, положим, ты выпиваешь одну рюмку, то со следующей уже дело устанавливается само собою по инерции.
И даже загадки о шустовском коньяке переходили из уст в уста:
Что такое? Золотистый
Цвет приятный, нежный вкус,
Жизнерадостно-искристый
И полезный всем к тому-с!
Дух упавший поднимает,
И о нем в России всяк
С наслаждением мечтает...
– Знаю! – ...
На обороте помещалась отгадка: шустовский коньяк.
И надо отметить, что вся эта реклама размещалась не в каких-нибудь желтых газетенках, а в главных печатных органах! На долгое время в самом популярном журнале «Нива» «прописалась» реклама шустовского коньяка прямо под названием журнала.
Также поговаривали, что известная по всей Москве актриса Тамара (к слову, фамилия ее так и осталась неизвестной, ибо злые языки болтали, что она внебрачная дочь князя Трубецкого), играя роль Ларисы из пьесы Островского «Бесприданница», постоянно просила подать ей именно «шустовского коньяку», несмотря на то что во времена написания пьесы такой марки еще и в помине не существовало. За эту, в принципе, не смертельную ложь, актриса ежемесячно получала аж 1500 рублей. Своего рода бизнес...
Что уж говорить о многочисленных плакатах с фирменным знаком марки «Шустов», которые украшали борта дирижаблей и пароходов и даже на крышах трамваев красовалась реклама коньяка «Шустов».
Такую рекламную кампанию не видели даже видавшие виды! Поэтому я с уверенностью могу сказать, что Шустов — настоящий король пиара, а может быть, даже и основоположник современной рекламы!
|